ВКЛЮЧЕНИЕ В СПИСОК НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ УЧАСТНИКОВ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ЧЕРН

Право на улучшение жилищных условий имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, данное положение закреплено действующими законами, устанавливающими целый ряд прав и льгот для данных граждан, порядок же предоставления таких льгот установлен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г.

Данным Постановлением Правительства РФ регулируются вопросы реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 г. - 2015 г.

Участвовать в данной подпрограмме имеют право граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (категории граждан, имеющие право на жилищное обеспечение за счет средств государства указаны подробно на нашем сайте в статье «ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛЬГОТ ОТ ГОСУДАРСТВА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ И КАТАТАСТРОФ. ПОСТАНОВКА НА ЖИЛИЩНЫЙ УЧЕТ»(или ссылку), граждане из подразделений особого риска, а также члены семей указанных категорий граждан.

К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, в том числе, непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих; непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Обеспечение жильем данных категорий граждан осуществляется посредством предоставления социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, право на получение, которой удостоверяется государственными жилищными сертификатами.

Следует также отметить, что сертификат является именным свидетельством удостоверяющим право гражданина на получение социальной выплаты, и в связи с этим может быть использован только его владельцем и членами его семьи на приобретение или строительство жилого помещения.

Включение в список граждан, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами осуществляется уполномоченным в субъекте РФ органом, порядок включения в список и предоставления сведений по включенным в список гражданам имеет свои особенности.

Так, в целях распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Подача заявлений о включении в список осуществляется в сроки, установленные законом в период до 1 июля текущего года.

Также следует указать, что орган местного самоуправления формирует списки участников подпрограммы, изъявивших желание на получение сертификата до 1 августа года, предшествующего планируемому и предоставляет их в орган исполнительной власти субъекта.

Орган исполнительной власти субъекта, в свою очередь, до 1 сентября года, предшествующего планируемому формирует сводные списки.

После их утверждения они направляются в установленные сроки государственному заказчику, непосредственно осуществляющий учет сведений о необходимом количестве сертификатов на планируемый год, определяющему контрольные цифры средств для предоставления социальных выплат. В последующем данные сведения доводятся до 1 октября года, предшествующего планируемому, до соответствующих органов исполнительной власти.

Также отмечаем, что при формировании списков граждан, имеющих право на жилищный сертификат, уполномоченный орган обязан уведомить гражданина о включении его в список. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов или органы местного самоуправления обеспечивают гражданам доступ к сформированным списках с целью ознакомления с ними.

В практике также нередко встречаются случаи, когда граждан, чье право на получение сертификата было ранее признано, исключают из списка участников подпрограммы. Применительно к конкретной ситуации, необходимо выяснять законность подобных действий, так как законодательством устанавливается исчерпывающий перечень оснований, дающих право на снятие с учета гражданина, к ним относятся: не предоставление или не полное предоставление документов, связанных с признанием участником подпрограммы, предоставление заведомо недостоверных сведений, несоответствие определенной категории, в данном случае категории лиц ранее указанной в настоящей статье, ранее реализованное право на улучшение жилищных условий за счет средств сертификата, социальной выплаты, субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

При решении вопроса о включении в список на получение сертификата, уполномоченным органом может быть проверена законность постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и во включении в список может быть отказано.

Остановимся на расчете размера социальной выплаты.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата по установленной Постановлением Правительства РФ формуле с учетом стоимости квадратного метра и размера нормы предоставления жилой площади участнику подпрограммы, и является неизменным на весь срок действия сертификата.

При этом, норматив стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие.

При определении норматива предоставляемой жилой площади учитывается состав семьи участника. В случае, если состав семьи – один человек, то участнику подпрограммы полагается 33 кв.м., если состав семьи – 2 человека, предоставляется жилая площадь не менее 42 кв.м., если состав семьи более 3 человек, то по 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Кроме того, при определении норматива площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м. и при наличии права на дополнительную площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

Установлены Постановлением Правительства РФ норматив предоставления площади жилого помещения сохраняется в случаях: если в собственности участника подпрограммы и членов его семьи отсутствует жилье для постоянного проживания, если в собственности участника подпрограммы или членов его семьи имеется жилое помещение и в отношении него подписано обязательство о сдаче жилья (о безвозмездном отчуждении), а также в случае, если участник подпрограммы и члены его семьи, проживают в жилом помещении на основании договора социального найма и от них принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

В случае, когда граждане, имеющие право на социальную выплату, отказываются подписать документ о сдаче или освобождении жилого помещения, при расчете размера социальной выплаты данная площадь вычитается из норматива рассчитанной площади жилого помещения, и размер сертификата рассчитывается исходя из установленной площади. При этом, если после расчета норматива предоставления жилой площади с учетом вычитания площади имеющегося жилого помещения, норматив составит менее 18 кв.м., право на получение социальной выплаты утрачивается.

При решении вопроса о включении в список ранее указанных категорий граждан с учетом состава семьи, в практике возникают случаи, когда гражданам отказывают в признании членами семьи указанных ими лиц.

Согласно положениям действующего Постановления Правительства РФ членами семьи граждан – участников подпрограммы являются супруг (супруга), их дети и родители, постоянно проживающие с ним. Кроме того иные граждане могут признаны членами семьи участников подпрограммы решением суда.

Таким образом, резюмируя выше изложенное, отметим основные положения.

1. право на включение в список на получение социальной выплаты имеют граждане, относящиеся к определенной категории;

  1. право на включение в список осуществляется с имеющимся или признанным по решению суда составом семьи;

  2. включение в список возможно только в отношении тех категорий граждан, которые были ранее признанны нуждающимися в улучшении жилищных условий;

  3. не допускается исключение из списка по основаниям, не предусмотренным законом;

  4. включение в список участников подпрограммы осуществляется только путем подачи заявления;

  5. заявление о выдаче социальной выплаты подается в период, установленный в законе;

  6. гражданин участник подпрограммы имеет право на получение информации о сформированном списке претендентов на получение сертификата и свое очередности;

  7. расчет социальной выплаты осуществляется согласно установленной формуле;

  8. решение вопроса о предоставления обязательства о сдаче жилья в каждой ситуации индивидуально;

  9. решения уполномоченных органов и должностных лиц об исключении из списка претендентов на получение социальной выплаты, об отказе во включении в указанный список или в предоставлении сертификата подлежит оспариванию, если участник подпрограммы считает его незаконным. Законность отказа необходимо выяснять у специалиста.

При реализации права выше указанных категорий граждан на улучшение жилищных условий посредством получения и использования социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, удостоверенной сертификатом, могут возникать самые разные вопросы, в том числе, по признанию права на получение сертификата, признание права на включение в список, установления факта родственных отношений или признание членом семьи, по расчету социальной выплаты, по расчету нормы предоставления жилой площади, по законности отказа во включение в список и восстановления в списке и прочие.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, советуем с целью выяснения наличия права на включение в список участников подпрограммы, в том числе с составом семьи, с целью оспаривания решения уполномоченного органа и при возникновении иных вопросов обращаться своевременно за помощью юриста, во избежание нарушения прав, а также при необходимости признания или восстановления права на получение социальной выплаты в судебном порядке.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

28-10-98; 8-937-918-10-98