ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ РЕБЕНКА-СИРОТЫ. ОСОБЕННОСТИ И ПРОЦЕДУРА ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ДЕТЕЙ

В силу своего особого статуса, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на особом попечении государства. В связи с чем, государство берет их под особую защиту, которая, в частности, выражается в предоставлении различных прав, льгот и социальных гарантий.

Так, в качестве одной из дополнительных гарантий выступает право на предоставление жилого помещения.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма, в случае, если они не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения, либо собственником жилого помещения, либо в случаях, когда их проживание в жилом помещении, которое им принадлежит по праву собственности или которое они занимают по договору социального найма, а также, если являются членами семьи нанимателя жилого помещения, но их проживание в указанных жилых помещениях невозможно в силу различных причин, установленных законодательством субъекта РФ.

Вместе с тем, правом на предоставление жилого помещения могут воспользоваться не все граждане, подпадающие под категорию «сироты», а только те, которые соответствуют требованиям действующего законодательства, и которым установлены определенные условия для получения жилого помещения рассматриваемой категории граждан.

Так, жилые помещения предоставляются однократно, указанным выше лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности (к примеру, в случае вступления в брак до 18 лет или в случае, если несовершеннолетний, достигший 16 лет, работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью), до достижения совершеннолетия.

При этом, жилые помещения предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам и по месту жительства ребенка-сироты.

Необходимо отметить, что жилое помещение ребенку-сироте, проживающего на территории сельского района, с его согласия может быть предоставлено в границах другого населенного пункта, находящегося в границах данного сельского района.

На законодательном уровне установлена определенная процедура, по итогам прохождения которой гражданин, относящийся к категории «дети-сироты» сможет приобрести жилье.

Итак, сначала необходимо подать в орган местного самоуправления (по месту регистрации) заявление о включении ребенка-сироты в список по обеспечению жилыми помещениями.

Кроме того, к данному заявлению следует приложить необходимый перечень документов, который устанавливается законодательством соответствующего субъекта РФ.

Следует указать, что главным вопросом при включении в список по обеспечению ребенка-сироты являются документы, подтверждающие отсутствие какого-либо: на праве собственности, по договору социального найма, а также закрепленного за ребенком-сиротой, жилого помещения.

В некоторых случаях, несмотря на наличие закрепленного помещения, ребенок-сирота, все равно может быть включенным в список на получение жилого помещения.

Однако, такое возможно, если установлено, что проживание в закрепленном жилом помещении, является невозможным.

Так, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения; проживание с лицами, страдающими тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

К примеру, в соответствии с законодательством Пензенской области, к иным обстоятельствам относятся: проживание с лицами, больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, и состоящие на учете в соответствующих учреждениях здравоохранения; отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; бывших усыновителей, если усыновление (удочерение) отменено вследствие невыполнения ими возложенных на них обязанностей.

Итак, факт того, что проживание в закрепленном жилом помещении, является невозможным, необходимо подтвердить.

Так, одновременно с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма, заявитель (ребенок-сирота) предоставляет в орган местного самоуправления заявление об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, (в случае, если включение в список ребенка-сироты ставиться в зависимость от подтверждения этого факта).

При этом, данное заявление оформляется в произвольной форме и подается наряду с предоставлением документов, в которых указывается обстоятельства, подтверждающее причину невозможности проживания ребенка-сироты в закрепленном жилом помещении.

На практике, зачастую, возникают ситуации, когда ребенок-сирота проживает в принадлежащем ему жилом помещении, к примеру, с опекуном (попечителем) и фактически данное жилое помещение является непригодным для проживания.

Однако, в силу своего малолетнего возраста, ребенок-сирота, не знает, что на законодательном уровне предусмотрена такая процедура как признание жилого помещения непригодным для проживания.

При этом, именно признание жилого помещения непригодным для проживания может, в свою очередь, послужить основанием включения в список на предоставления жилья.

К примеру, исходя из сложившейся практики, истец обратился с исковым заявлением о восстановлении в списках на получение жилого помещения. Указав, что Постановлением администрации истец был исключен из данного списка, в связи с тем, что в его собственности находится жилое помещение. Однако, ответчиком не был принят во внимание тот факт, что принадлежащее истцу жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, в связи с чем, истец считает, что исключение его из списка на получение жилого помещения как относящемуся к категории «дети-сироты», является незаконным. Суд исковые требования удовлетворил, восстановив вынесенным решением истца в список на получение жилого помещения.

Также, очень часто ребенок-сирота проживает в жилом помещении, ниже установленной законом социальной нормы проживания, что, в свою очередь, также может послужить основанием постановки на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в список на предоставление жилого помещения.

Так, истец обратился в суд с иском о постановке на учет и предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что в связи с тем, что у него умерла одинокая мать, он был определен в детский дом на полное государственное обеспечение. Однако, после смерти матери к нему перешла 1/3 доли на жилое помещение, которое за ним закрепилось. Именно в силу данных обстоятельств администрацией истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как относящемуся к категории сироты. Вместе с тем, администрацией не было принято во внимание то обстоятельство, что истец обеспечен жилым помещением не соответствующим норме предоставления. Суд исковые требования удовлетворил.

Таким образом, в качестве одной из дополнительных гарантий для детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает такая гарантия как однократное обеспечение жилым помещением, предоставляемом из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Итак, при решении вопроса по включению в список ребенка-сироты, граждане могут сталкиваться с определенными трудностями. Поэтому рекомендуем своевременно обращаться за помощью специалиста во избежание возможных отказов со стороны органов местного самоуправления в постановке на учет по обеспечению жилыми помещениями.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

28-10-98; 8-937-918-10-98

© 2015 ПАТТЭРН-К