ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛЬГОТ ОТ ГОСУДАРСТВА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕД

Законодательством РФ установлен перечень граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, которые в силу данных обстоятельств имеют право на получение от государства различного вида льгот. Это связано с особыми условиями, в которых они в силу стечения обстоятельств, несения военной службы и прочих причин, оказались непосредственно вовлеченным в устранение последствий данных негативных явлений, или проживали в непосредственной зоне отчуждения, что повлекло значительное повреждение здоровья, получение дозы облучения, инвалидность.

Действующим законодательством установлены гарантии, права, компенсации и льготы особым категориям граждан.

К мерам государственной поддержки относятся право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в, платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в данной организации; ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в установленном размере; преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в установленном законом размере и иные.

Наиболее значительной из мер государственной поддержки является обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

К граждан, имеющим право на ее получение относятся:

  • граждане, получившие и перенесшие лучевую болезнь вследствие ликвидации последствий на ЧАЭС, инвалиды вследствие ЧАЭС,

  • участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы,

  • граждане, принимавшие участие в 1986-1987 г. в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, животных, материальных ценностей,

  • военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные военные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения

  • лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 г. службу в зоне отчуждения,

  • граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения,

  • граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 г. в работах по объекту «Укрытие»,

  • граждане (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк",

  • также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах,

Обеспечение жильем указанных категорий граждан является весомым вкладом в оказание содействия гражданам в возмещении ущерба и вреда, которые они получали в указаный период.

Так, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства, в связи с этим к числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением, то есть на государство возлагается обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

Процедура реализации права указанных категорий граждан на жилищное обеспечения имеет свои особенности, так как в законодательство по обеспечению жильем данных граждан неоднократно вносились поправки, связанные с уточнением порядка и категории лиц, которые имеют право на жилищное обеспечение, несмотря на свое материальное положение, кроме того изменялись и меры поддержки предоставляемые тем или иным категориям из указанных.

Право на получение жилья предусмотрено действующими законами, однако для реализации данного права необходимо пройти целую процедуру, включающую постановку на учет в качестве нуждающегося и включение в список лиц, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами (социальной выплаты) с целью последующего его получения и приобретения или строительства жилого помещения.

Постановка на учет граждан, участвующих в ликвидации последствий аварий или катастроф осуществляется по месту их регистрации в органе местного самоуправления.

Для этого гражданину необходимо предоставить пакет документов, которые подтверждают его нуждаемость, состав семьи, место регистрации и право на получение льготы, то есть удостоверение, в некоторых случаях иные документы.

До принятия ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 и ст. 15 Закона РФ «О социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при решении вопроса о постановке на учет граждан, несмотря на наличие льготное удостоверения, подтверждающего право на государственную поддержку в виде обеспечения жильем, уполномоченные органы отказывали им, если они не могли подтвердить небольшой уровень своего дохода, и не были признаны малоимущими.

Несмотря на неоднократные разъяснения вышестоящих судов, и внесенные в 2011 г. поправки в Закон, данная практика отказов продолжает действовать и в настоящее время, что является в большинстве случаев незаконным, если речь идет только о решении вопроса признания гражданина малоимущим.

Жилищное обеспечение указанных категорий граждан осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ.

Право на получение указанной социальной поддержки гражданин имеет только один раз.

Кроме того, право на обеспечение жильем имеет как сам гражданин, имеющий данную право на данную льготу и относящийся к определенной категории, но его члены семьи, к ним относятся граждане, которые признаются такими согласно норм жилищного законодательства, а также Постановления Правительства РФ, непосредственно регулирующего вопрос предоставления социальной выплаты (дети, супруга, родители, а также иные граждане, признанные членами семьи по решению суда).

Органы, уполномоченные принимать граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право требовать предоставления документов, подтверждающих право на постановку, нуждаемость, то есть проверить наличие или отсутствие жилых помещений по праву собственности или по договорам социального найма у заявителя, претендующего на соц.выплату, а также членов его семьи.

Кроме того, принимая решения о простановке на учет нуждающихся или отказе в этом, орган местного самоуправления ни всегда принимает его исходя из верного толкования норм закона и правильно оценки обстоятельств, сложившихся у данного гражданина, к примеру при постановки на учет с составом семьи – один человек, а по ранее имеющимся сведениям у органа местного самоуправления состав семьи заявителя составлял два человека, то есть действия субъективно были приняты за намеренное ухудшение жилищных условий, однако разбираться правомерными ли оказались действия органа местного самоуправления необходимо будет в судебном порядке.

Наиболее распространенными причинами отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении ранее указанных в статье категорий граждан являются: несоответствие категории, имеющей право на льготу, не признан малоимущим, имеет жилое помещение по праву собственности или жилое помещение по праву собственности принадлежит кому-либо из членов его семьи, намеренно ухудшил жилищные условия, в том числе прописка члена семьи, отчуждение недвижимого имуществ по средствам купли-продажи, дарения, отказался от приватизации, в отношении членов семьи или вдов, имеющих право на льготу, не подтверждение того факта, что является членом семьи или вдовой, не подтверждение факта нахождения на иждивении, факта совместного проживания, и прочее.

При этом, отмечаем, что отказ органа, уполномоченного принимать граждан, обозначенных категорий, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни всегда являются законными и обоснованными, а, напротив, в большинстве случаев права данных граждан ущемляются и нарушаются без веских на то причин.

В связи с тем, что законодательство, регулирующее принятие на учет граждан указанных категорий, имеет свои особенности, но при этом, некоторые органы местного самоуправления не считает необходимым в отдельно взятых случаях, обратиться к давно действующим изменениям, внесенным в него.

В настоящее время постановка на учет участников ликвидации последствий аварий на ЧАЭС и на производственном объединении «Маяк», осуществляется согласно порядка, установленного Правительством РФ, до внесения изменений в 2011 г. постановка на учет осуществлялась в соответствии с ЖК РФ. Отметим, что данный порядок действовал в отношении граждан, которые вставали на учет после 01.01.2005 г.

В связи изложенным, процедура постановки на учет граждан льготной категории имеет определенные нюансы, решая вопрос о реализации своего права на получение жилья за счет средств федерального бюджета, необходимо первоначально разрешить вопрос постановки на учет нуждающихся, однако в данном случае также может возникнуть масса вопросов.

Поэтому, разрешая вопрос об обращении с постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий советует не пренебрегать помощью юристов, своевременно обращаться с вопросами, так как следует помнить, что незаконный отказ уполномоченного органа в постановке на учет или самостоятельные действия, связанные с решением вопроса постановки на учет, порой могут привести к потери права на получение социальной выплаты.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

28-10-98; 8-937-918-10-98