ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ФОРМЕ СУБСИДИИ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ПОМЕЩ

В силу особого характера военной службы в отношении военнослужащих, с одной стороны, устанавливаются определенные ограничения (к примеру, ограничено право на выезд из Российской Федерации, права на использование открытий и изобретений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну), а с другой, предусматриваются дополнительные права, гарантии и свободы.

Так, в качестве одного из важнейших прав военнослужащих выступает право на жилище.

В 2014 году наряду с другими формами обеспечения жильем военнослужащих, такими как предоставление жилого помещения, в собственность бесплатно или по договору социального найма, единовременная денежная выплата, была введена – субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (или сокращенно жилищная субсидия).

Итак, правом на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищной субсидии) обладают:

Во-первых, военнослужащие-граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (исключение составляют: курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования) и совместно проживающие с ними члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;

во-вторых, военнослужащие-граждане, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Обращаем внимание, что в случае гибели или смерти военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения переходит к членам их семьи.

В соответствии с действующим законодательством о военнослужащих, указанным выше категориям, по их выбору, может быть предоставлено жилое помещение в собственность бесплатно.

Вместе с тем, если военнослужащего по каким-либо причинам не устраивает предложенное воинской частью жилье, то он вправе отказаться от него, и выбрать другую форму обеспечения его жильем – к примеру, жилищную субсидию.

Акцентируем внимание на том, что предоставленная жилищная субсидия должна быть использована только в целях приобретения или строительства одного или нескольких жилых помещений.

Необходимо отметить, что законодательство, регулирующее вопросы реализации рассматриваемой формы обеспечения жильем военнослужащих, устанавливает следующий норматив общей площади жилого помещения: 33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего; 42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.

Вместе с тем, указанный выше норматив может быть, как уменьшен, так и увеличен.

Так, норматив общей площади жилого помещения может быть уменьшен:

- на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;

- на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;

- на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Причем, такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок. В данном случае норматив площади жилого помещения увеличивается на 15 кв. метров.

Однако, норматив общей площади жилого помещения может быть, и, напротив, увеличен, но только если военнослужащий имеет право на дополнительную площадь жилого помещения.

Считаем важным отметить тот факт, что на размер жилищной субсидии влияет не только количество членов семьи военнослужащего, но и поправочный коэффициент, который устанавливается в зависимости от количества лет военной службы.

Теперь перейдем к порядку получения жилищной субсидии.

Нужно сказать, что порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения значительно упрощен, по сравнению, к примеру, с порядком получения единовременной денежной выплаты путем реализации жилищного сертификата.

Следует указать, что для того, чтобы получить жилищную субсидию, необходимо открыть банковский счет в соответствующем банке, а также подать заявление о перечислении жилищной субсидии.

По истечении 10 рабочих дней, при отсутствии оснований для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, уполномоченный орган примет решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

После указанных выше действий военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем жилищная субсидия перечисляется на банковский счет, указанный в заявлении.

При этом, в течение 3 рабочих дней, начиная с даты принятия данного решения, его копия выдается под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей либо доводится до сведения иным способом (например, путем отправки почтой и т.п.).

После перечисления жилищной субсидии на банковский военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, уполномоченный орган снимает его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и принимает об этом решение, которое либо выдается под роспись, либо направляется иным способом.

В заключении хотелось отметить явные плюсы введения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищной субсидии): во-первых, это значительно сокращенный порядок предоставления жилищной субсидии, по сравнению с другими формами реализации жилищных прав военнослужащих; во-вторых, возможность приобретения жилого помещения в любом населенном пункте (для сравнения: приобрести жилье по жилищному сертификату можно только в том населенном пункте, который в нем указан); в-третьих, военнослужащий имеет право сменить форму обеспечения его жильем на жилищную субсидию в день, когда у него появляются основания для получения жилья в собственность бесплатно; и, в-четвертых, размер жилищной субсидии существенно больше размера единовременной денежной выплаты по жилищному сертификату.

Исходя из изложенного выше следует вывод о том, что именно благодаря введению новой формы обеспечения жильем военнослужащих, у федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, имеется реальная возможность обеспечивать жильем военнослужащих, принятых на соответствующий учет после 1 января 2014 г., в натуральной или денежной формах по своему усмотрению.

Нужно отметить, что как на этапе выбора наиболее приемлемой формы жилищного обеспечения, так и на этапе реализации своих жилищных прав, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, а также члены семей погибших или умерших военнослужащих, могут сталкиваться с рядом трудностей, в связи с чем, рекомендуем обращаться за помощью юриста.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

28-10-98; 8-937-918-10-98

© 2015 ПАТТЭРН-К