ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД. ОСНОВАНИЯ. ПОРЯДОК. ОСОБЕННОС

Земельным законодательством предусмотрен такой институт как изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, благодаря которому в определенных случаях, орган государственной власти или орган местного самоуправления, при соблюдении установленных законом условий, в целях использования земельных участков для публичных интересов, имеет возможность истребовать земельные участки у граждан.

Следует указать, что само принятие решения соответствующего органа об изъятии того или иного земельного участка для государственных или муниципальных нужд в обязательном порядке должно быть обосновано.

К примеру, одним из видов такого обоснования является решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), или решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории) и т. п., а в том случае, если необходимо изъять земельный участок в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения – необходимо представить документальное подтверждение на данные объекты.

В случае, если тот или иной орган, принимает решение об изъятии одного или нескольких земельных участков, собственник земельного участка, подлежащего изъятию должен быть предупрежден о данном решении. В данном случае ему направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что решение об изъятии земельного участка действует в течение трех лет со дня его принятия.

Следует указать, что далеко не во всех случаях может быть принять решение об изъятии земельных участков.

Так, решение об изъятии земельных участков не допускается, если: земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

Считаем важным отметить, что с правообладателем земельного участка, подлежащего изъятию, заключается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если с правообладателем земельного участка, подлежащего изъятию не удается достигнуть данного соглашения, то орган, принявший решение об изъятии земельного участка, вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.

В связи с особым характером рассматриваемого института, который подразумевает принудительное изъятие земельных участков у правообладателей, правообладателям взамен изымаемого земельного участка полагается либо денежное возмещение взамен изъятого земельного участка, либо предоставление равноценного земельного участка взамен изъятого.

При определении размера возмещения в него включаются: рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, а также убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода (то есть те доходы, которые он бы получил, если участок не подлежал изъятию).

При этом, если помимо изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, также осуществляется изъятие объектов недвижимого имущества, расположенных на подлежащих изъятию земельных участках, то в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества.

Итак, наличие соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившего в законную силу решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком; досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком; прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества; возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

При этом, если соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, то указанные выше последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.

На основании изложенного выше можно прийти к выводу, о том, что сам порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд имеет свои особенности, не зная которые, зачастую, процедура изъятия того лили иного земельного участка может происходить в нарушение требований, установленных действующим законодательством.

В связи с указанным, рекомендуем гражданам обращаться за юридической помощью.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

28-10-98; 8-937-918-10-98