ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСЛУГИ ЛЕТ

Военная служба и служба в органах, обеспечивающих правопорядок, безопасность общества и государства, имеет свои особенности, связанные со спецификой данного вида деятельности.

Обеспечивая гарантии прав и льгот военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, государство также устанавливает порядок и правила принятия данных сотрудников на службу, несения службы и увольнения с нее.

Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба, по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения, по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, в связи с лишением его воинского звания, по организационно-штатным мероприятиям, и в соответствии с другими основаниями.

Увольнение по одной из льготных статей с военной службе дает право военнослужащему или сотруднику правоохранительного или иного органа на назначение пенсии с учетом выслуги лет, имеющейся к моменту увольнения.

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, окончанием срока военной службы является соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) и соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).

Согласно разъяснениям, данным в одном из Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" от 18 марта 2004 г. N 6-П, выслуга лет является по своему характеру специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

В данной статье остановимся подробнее на порядке исчисления выслуги лет при увольнении.

Исчисление выслуги лет необходимо для целей пенсионного обеспечения.

Согласно положениям действующего законодательства в выслугу лет для назначения пенсии подлежат зачету не только периоды непосредственного прохождения военной или правоохранительной службы, но и некоторые периоды трудовой деятельности, время обучения в гражданских образовательных учреждениях и иное.

В выслугу лет для назначения пенсии с учетом пенсионного законодательства засчитывается:

  • военная служба;

  • служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе;

  • в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

  • служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

  • время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы;

  • время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины;

время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

В целях назначения пенсии военнослужащих или увольняемый сотрудник правоохранительного или иного органа обращается с заявлением в уполномоченный орган и вместе с прочими документами ему надлежит предоставить справку о должностях, периодах службы (работы) в которых включается в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет; другие документы, подтверждающие периоды, включаемые в стаж государ­ственной гражданской службы, для назначения пенсии за выслугу лет.

При исчислении выслуги лет в практике нередко возникают ситуации когда период службы или время обучения в учебном заведении не был включен в выслугу лет по какой-либо причине, однако данное действие было произведено в нарушение действующего законодательства.

В таких случаях возникшее нарушение необходимо оспаривать в судебном порядке, так как общий срок выслуги лет влияет на сохранение или утрату права на получении пенсии в законом установленном размере.

Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено , что право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие и сотрудники, при условии, что они имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе или на службе в органах внутренних дел, или на службе в Государственной противопожарной службе, или на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Или при условии, что в различных органах в совокупности по сроку службу имеют необходимую выслугу. При этом, право на пенсию также имеют указанные лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при условии, что они достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, также имеют право на пенсию по выслуге лет.

Рассмотрим случай из судебной практики. Сотрудник ОВД обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения начальника УВД по (адрес обезличен) К. в части не включения в расчет выслуги лет периода учебы в политехническом институте, включении периода обучения, составивший 1 месят 19 дней в выслугу лет, просил обязать ОВД зачесть период обучения в политехническом институте на дневном отделении в выслугу лет прохождения службы в МВД России для назначения пенсии, признать за ним право не пенсию как лицу, имеющему на день увольнения выслугу лет в органах внутренних дел двадцать и более лет и обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет. В ходе рассмотрения дела ответчик предоставил возражение, в котором настаивал на отказе в расчете в выслугу лет указанного истцом периода, так как истец не предоставил документ об образования за этом период. Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что отказ является незаконным в связи с тем, что в Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. Исходя из данных положений суд пришел к выводу о том, что время обучения в учебном заведении - не связано с получением какого-либо документа, подтверждающего его окончание. В связи с этим доводы ответчика во внимание приняты не были и исковые требования сотрудника ОВД были удовлетворены.

Периоды прохождения военной службы и службы в иных органах подробно устанавливаются Постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", с исчислением периодов службы на льготных условиях и с указанием исчисления календарного срока службы.

Однако, в судебной практике нередки случаи, когда даже при четком указании в нормативном акте какие периоды следует принимать во внимание при исчислении выслуге лет, возникают случаи нарушений прав указанных категорий лиц.

Так, в суд обратился сотрудник ОВД с исковым заявлением о признании незаконным решения о не включении в выслугу лет для назначения пенсии льготного периода военной службы в условиях чрезвычайных обстоятельств с 12.04.1992 по 01.08.1993 в Республике Молдова и о понуждении ответчиков включить ему в выслугу лет для назначения пенсии от органов внутренних дел льготный период военной службы с 12.04.1992 по 01.81993 в Республике Молдова. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, с 29.03.1992 в Молдове было объявлено чрезвычайное положение, в связи с чем, в целях поддержания устойчивого управления и обеспечения функционирования 14 Гвардейской армии, соединений, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил бывшего СССР, находящихся на территории Республики Молдовы и не вошедших в состав создаваемых Республикой Молдовы собственных вооруженных сил, недопущения вовлечения войск в межнациональные конфликты, а также социальной защиты военнослужащих и членов их семей Президентом Российской Федерации было объявлено о переводе 14 Гвардейской армии, соединений, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил бывшего СССР, находящихся на территории Республики Молдовы и не вошедших в состав ее собственных вооруженных сил, под юрисдикцию Российской Федерации с подчинением их Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств (Указ Президента Российской Федерации № 320 от 01.04.1992 «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации воинских частей Вооруженных Сил бывшего СССР, находящихся на территории Республики Молдова»). Суд исследовав все обстоятельства дела пришел к выводу о несоответствии доводов ответчика об отсутствии у него на дату расчета выслуги лет истца сведений о его службе на территории Республики Молдовы, кроме того суд пришел к выводу, что в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.1992 № 422 «О дополнительных льготах военнослужащим, проходящим действительную военную службу на территории Республики Молдова и членам их семей», действующего до вступления в силу постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, его положения давали право исчислять лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу на территории Республики Молдова, выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца и, кроме того, Постановление Совета Министров Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 предусматривает зачет в выслугу лет на льготных условиях (один месяц службы за полтора) периодов службы в соединениях, выполняющих задачи по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями, - в периоды, определяемые Министром обороны Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации, Министром юстиции Российской Федерации и Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, но не ранее чем с 25 сентября 1989 года, а также в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории Республики Молдова – с 23.06.1992 (абзацы 26, 29 подпункта «г» пункта 3 Постановления). В силу установленного в рамках гражданского дела исковые требования заявителя были удовлетворены, решение об отказе во включении спорного периода при льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии истцу было признано незаконным.

Таким образом, исчисление выслуги лет является одним из основных вопросов при реализации права на пенсию после увольнения со службы в установленном размере, в противном случае, если выслуга будет неверно рассчитана право на пенсию будет либо утрачено, либо уволившись со службу, в лицо будет иметь право на минимальный размер пенсии.

В связи с этим, на пути реализации права на пенсию после увольнения со службы можно столкнуться с некоторыми сложностями, связанными с неверным расчетом выслуги лет, может возникнуть необходимость оспаривания действий и решений органов и должностных лиц, отвечающих за исчисление выслуги лет и назначении пенсии, в целях получения разного вида юридической помощи по данной теме советуем обращаться за помощью юристов.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

28-10-98; 8-937-918-10-98

© 2015 ПАТТЭРН-К