ОСНОВАНИЯ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩЕГОСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Жилищное законодательство основано на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для реализации гражданами прав на жилище, его безопасность, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, а также на необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

При этом гражданам предоставляется право по своему усмотрению и в своих интересах осуществлять принадлежащие им жилищные права. Однако в некоторых случаях, для реализации прав на обеспечение жильем граждане не могут обойтись без надлежащей поддержки со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Так, на уровне законодательства приняты и действуют федеральные и региональные жилищные программы, в том числе Долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере», Федеральная целевая программа «Жилище на 2011-2015 г», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г., Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г., Программа «Жилье для российской семьи», в рамках государственной подпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 404 от 05.05.2014 г.

В свою очередь использовать право на улучшение жилищных условий возможно только в случаях, когда граждане отвечают предъявляемым к ним требованиям с учетом действующих норм Жилищного законодательства.

Согласно Жилищного Кодекса РФ, граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в том случае, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; если норма площади жилого помещения, приходящаяся на одного члена (или членов) семьи не превышает или является менее учетной нормы жилья в определенном субъекте РФ или районах субъекта, также в случаях, если гражданин, проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; если гражданин и (или) члены его семьи проживают в одном жилом помещении и при этом один из членов семьи, страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое не позволяет проживание с ним в одном жилом помещении. Отмечаем, что ни все формы заболеваний дают право на постановку на учет в целях улучшения жилищных условий. Перечень таких заболеваний является исчерпывающим и утверждается Постановлением Правительства РФ.

Кроме того, при определении обеспеченности граждан при решении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, орган местного самоуправления или иной, исходят из уровня обеспеченности каждого члена семьи.

При решении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, органом, уполномоченным на принятие данного решения, тщательно выявляется наличие у гражданина права и оснований на получение жилого помещения.

К примеру, если гражданин обращается с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося на основании того, что проживает в неблагоустроенном жилом помещении, заявителю нужно понимать, что отсутствие в жилом помещении каких-либо удобств (водоснабжение, канализация и иное), не будут являться законным основанием постановки.

Право на постановку на учет по данному основанию возникнет только при наличии документального подтверждения того факта, что жилое помещение, в котором он постоянно проживает не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признано уполномоченной организацией или учреждением непригодным к проживанию.

В связи с этим, в зависимости от того к какой категории относится гражданин, при наличии льгот на улучшении жилищных условий, прежде чем обращаться с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, нужно оценить наличие у данного гражданина и членов его семьи подобных оснований.

Если, речь идет об очевидной непригодности жилого помещения к проживанию, то зачастую многие граждане просто не знают как это оформить документально и не обращаются с подобными основаниями.

Отмечаем, что при проведении обследований на оснований обращения граждан с заявлениями об обследовании жилого помещения с целью установления физического износа, органы местного самоуправления не обращают должного внимания на состояние такого жилого помещения, которое, зачастую построено в 1930 – 80 - х годах 20 века, а то и раньше, и имеет видимый физический износ.

На орган, осуществляющий прием подобного рода заявлений и решение вопроса о признание гражданина нуждающимся в улучшение жилищных условий, возложена обязанность в установленный законом срок созвать и провести межведомственную комиссию. Срок для рассмотрения заявлений – 30 календарных дней. При проведения обследования комиссия должна выехать на место нахождения жилого помещения и обследовать его изнутри и с наружной стороны помещения.

В случае, если межведомственная комиссия проводит обследование не в соответствии с установленными требованиями или ее результаты не соответствуют действительным обстоятельствам дела, гражданин может обжаловать данное решение в судебном порядке с одновременным заявлением требований о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ, кроме того, при решении данного вопроса необходимо руководствоваться иным правилами и специальными нормативно-правовыми актами.

Необходимо отметить, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, наличие физического износа в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, изменение окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

При реализации своего права на улучшение жилищных условий необходимо отвечать некоторым требованиям, во-первых, относиться к категории граждан, которые имеют права на улучшение жилищных условий и относятся к отдельным категориям граждан, жилищные льготы которых гарантированы государством (молодые семьи, военнослужащие, участники ликвидации последствий аварий, ветераны боевых действий и иные льготные категории граждан) либо быть малоимущим гражданином, уровень дохода которого не позволяет самостоятельно приобрести себе жилое помещение), также, гражданин имеет право быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по своему выбору как малоимущий или как относящийся к определенной категории граждан, во-вторых, при наличии основания нуждаемости, установленного Жилищным законодательством РФ.

Вопросы, связанные с признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий всегда являются актуальными, в связи с тем, что реализация права на обеспечение жилым помещением любой категории граждан, осуществляется в рамках норм Жилищного Кодекса РФ, будь то льготы, предоставляемые в соответствии с Федеральными Законами РФ, Законами РФ, нормативно-правовыми актами, Федеральными и региональными Программами или подпрограммами.

В связи с этим, на пути реализации права на обеспечение жилым помещением возникает много вопросов, чтобы не ошибиться с порядком реализации законных прав советуем обращаться за разъяснением и сопровождением в решении возникающих сложностей к юристу.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

28-10-98; 8-937-918-10-98