ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА. ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ОЧЕРЕДИ НА ПОЛУЧ

В связи с особой спецификой службы в органах полиции в рамках законодательства государство в условиях реорганизации гарантий социальной защиты предоставляет сотрудникам различные виды льгот и прав, которые призваны улучшить положение лиц, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность.

В данную систему гарантированных прав входит установленное денежное довольствие, обязательное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции, право на получении сотрудником полиции единовременного пособия в случае получения увечья или иного повреждения здоровья при несении службы, право на обеспечение жильем в формах, установленных действующим законодательством и многие другие.

Подробнее остановимся на вопросе жилищного обеспечения сотрудников полиции жилым помещением по договорам социального найма (то есть получение жилого помещения в натуре).

До введения в действие ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудники милиции подлежали обеспечению жилыми помещениями, служебными жилыми помещениями, в последующем, к установленным формам обеспечения жильем было добавлено и обеспечение посредством предоставление государственного жилищного сертификата.

Основной формой обеспечения жильем сотрудников милиции до 1998 г. являлось предоставление жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

При этом данный право распространялось на тех сотрудников милиции, которые своевременно были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с данными гражданами на учет принимались граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Постановка на учет осуществлялась на основании ЖК РСФСР.

Отмечаем, что уже ранее действующим законодательством было установлено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения. В последующем данное право сохранилось и в ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В 80-е годы было принято Решение Исполкома Совета народных депутатов Пензенской области и Президиума областного совета профсоюзов которым устанавливался ряд обязательств по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из данного решения следовало, что ведение граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями подлежит строгому учету.

Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане подают заявления, которые регистрируются в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В последующем, Приказом МВД РФ «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» был введен непросто письменный учет данных граждан, но и компьютерный.

Однако, несмотря на обозначенные в законодательстве того времени указания, в настоящее время, не исполнение данных положений по ведению учета граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, становятся предметами судебных разбирательств, так как это связано с тем что зачастую списки сотрудников еще милиции, поставленных на жилищных учет, а в последующем полиции (при увольнении) просто теряются или при слиянии отделов или при иных обстоятельствах.

При этом, отмечаем, что в целях получения уже по ныне действующему законодательству будь то обеспечение жильем в форме жилищного сертификата или единовременной социальной выплаты сотруднику полиции необходимо подтвердить то, что ранее согласно Закону «О милиции», в соответствии с ЖК РСФСР он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на жилищный учет.

Судебная практика по вопросу обеспечения жильем в случае, когда документ о признании нуждающимся был утерян даже не по вине сотрудника, неоднозначна.

К примеру, сотрудник полиции обратился в суд с требованием о восстановлении его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий к УМВД по области. Доводы были основаны на том, что во время прохождения службы в 1985 г. он был признан нуждающимся и поставлен на учет с составом семьи в районном отделе ОВД. Однако, когда он обратился в УМВД по области с заявлением о принятии на учет на получение Единовременной социальной выплаты, ему было отказано, в связи с тем, что он не значится в списках нуждающихся. С этим, сотрудник полиции не согласился, так как его постановку на учет была подтверждена сохранившейся у него справкой и показаниями свидетеля. При этом, ответчик указал на то, что при слиянии отделов в Управление сведения о признанных нуждающимися сотрудниках у них не сохранились, в связи с чем, Управление против восстановления истца в списке и включение его в список на получение ЕСВ. Исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, а на ответчиках полностью их вина в том, что они утратили документы строгой отчетности.

Однако, надо отметить, что ни всегда в практике восстановление в списках нуждающихся протекает без сложностей.

Случаются дела, в которых истец также требует восстановления в списках нуждающихся, однако, в силу того, что он ни чем не может подтвердить постановку в определенное время на учет, суд отказывает в удовлетворении требований.


Вступивший в законную силу ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что сотрудникам, и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Кроме, того, ФЗ также установлено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Из указанного следует, что сотрудники органов внутренних дел в случае, если они не обеспечены жильем, имеют право как на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, так и на получение единовременной социальной выплаты, то есть на выбор. При этом им необходимо отвечать ранее указанным требованиям.

Однако, нельзя не отметить, что в настоящее время обеспечение жильем в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма протекает очень медленно, поэтому уволенным сотрудникам не стоит просто ждать только обеспечения жильем в указанной форме, советуем обращаться с заявлениям в уполномоченные органы для реализации иного права, в том числе права на получение государственного жилищного сертификата, единовременной социальной выплаты.

При этом, следует помнить, что при реализации своего права на ту или иную форму обеспечения помимо получения жилья по договорам социального найма, необходимо будет подтвердить нуждаемость в улучшении жилищных условий ранее признанную в установленном порядке, в противном случае могут возникнуть проблемы виде отказа в принятии на учет как на получение сертификата, так и единовременной социальной выплаты.

С учетом изложенного, отмечаем, что на пути реализации гарантированных прав на обеспечение жильем в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма могут возникать разного рода трудности, в том числе необходимость в восстановлении в списках нуждающихся в улучшении в жилом помещении, в связи с этим советуем не пренебрегать помощью юриста и обращаться своевременно за разрешением возникшей проблемы.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

28-10-98; 8-937-918-10-98

© 2015 ПАТТЭРН-К