НАВЯЗЫВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КРЕДИТНЫХ ДОГОВОРОВ

Нередки случаи, когда при оформлении кредита банки навязывают страхование жизни и здоровье, жилья, имущества и прочее.

При этом далеко не во всех случаях, осуществление указанного вида страхования осуществляется в рамках закона, зачастую страхование является обязательным условием предоставления кредита, так называемой навязанной услугой банка при предоставлении кредита.

Согласно действующего законодательства страхование является самостоятельным договором и заключается только при условии волеизъявления гражданина в случае заключения договора страхования (за исключением некоторых видов страхования. В которых оно является обязательным, например по автокредитам).

Поэтому, если Вы взяли кредит, и одним из условий его предоставления была именно обязанность подключиться к программе страхования жизни и здоровья, это является нарушением прав потребителя, страхование жизни и здоровья граждан является личным и добровольным, а это означает, что действия банков по его навязыванию, а именно: не выдача кредита без соглашения на осуществление страхования, незаконны.

В подобных ситуациях, с гражданина, согласившегося на такое страхование, будет единовременно списана определенная сумма денежных средств, которая подлежит выплате наряду с ежемесячными платежами по кредиту.

Если, исходить из сложившейся судебной практики, то наиболее частым предметом судебного разбирательства являются дела, по которым предметом исковых требований является признание недействительным условия кредитного договора в части взимания комиссии за подключение заемщика к Программе страхования.

Причем, размер комиссии составляет достаточно приличная сумма.

В том случае, когда вы считаете, что банк навязал Вам услугу по страхованию жизни и здоровья, необходимо обращаться в суд.

Следует указать, что прежде чем обратиться в суд с подобными исковыми требованиями, необходимо соблюсти претензионный порядок, что является обязательным условием.

Для этого, необходимо в адрес банка, у которого взят кредит, направить в письменной форме претензию (вручить можно лично или направить заказанным письмом с уведомлением), которая содержит положения о добровольном порядке урегулирования возникшего спора и, в том случае, если банк откажет, обращаться за защитой своих прав в суд.

Данная категория дел рассматривается в исковом производстве.

Предмет иска определяется в зависимости от конкретного спора.

Законом предусмотрен трех летний срок исковой давности, то есть время, в течение которого можно обратиться за защитой своих прав в суд.

В ходе подготовки искового заявления необходимо собрать соответствующие доказательства, которые подтвердят факт необоснованного страхования.

Доказательствами по данной категории дел могут быть: кредитный договор с банком, договор страхования (при наличии), выписка по лицевому счету (служит подтверждением, что кредит был предоставлен), график платежей, заявление о добровольном страховании, выписка банка по счёту и т. п.

Кроме того, в случаях, когда списывается комиссия за подключение к программе страхования жизни и здоровья заемщика, наряду с требованием о признании условия договора недействительным, можно заявить требование о взыскании с банка процентов за пользование чужими денежными средствами, однако суду будет необходимо представить расчет процентов.

Данный расчет высчитывается, начиная со дня начала пользования денежными средствами банком (это день комиссии со счета) по день вынесения решения, исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Как отмечалось выше, наиболее частыми исковыми требованиями являются, признание недействительным условия кредитного договора в части взимания комиссии за подключение заемщика к Программе страхования.

Следует также отметить, что во многих случаях при заключении какого-либо кредита, потребителю в полном объеме не предоставляется вся информации об условиях страхования, либо она предоставляется в искаженном виде или вовсе не предоставляется, что является незаконным действием кредитного учреждения и влечет негативные последствия непосредственно для заемщика.

Как правило, кредитные учреждения не предоставляют информацию о сроке подачи заявления на возврат ранее навязанной страховки, вследствие чего, заемщик в силу незнания данной информации или введения его в заблуждение теряет возможность вернуть деньги в добровольном порядке.

В связи с этим, следует указать, что при заключении кредитных договоров следует внимательно относиться к документам которые предоставляют заемщику на подписание и тщательно знакомиться с текстом этих документов прежде чем их подписать.

Так, к примеру, исходя из Федерального Закона «О потребительском кредите (займе)», если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором или третьими лицами, включая страхование жизни или здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита. Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).

На основании изложенного выше, можно сделать вывод о том, что такие понятия как предоставление кредита и страхование являются самостоятельными понятиями.

Вместе с тем, нужно отметить, что в определенных ситуациях страхование при предоставлении кредита выступает в качестве дополнительного способа обеспечения исполнения кредитного обязательства, а в некоторых – обязательным условием предоставления кредита.

Поэтому, если Вы считаете, что предоставление кредита было поставлено в зависимость от «навязанного» обязательного страхования необходимо обращаться в суд для оспаривания таких условий кредитного договора.

В заключение следует указать, что с 01.06.2016 г. вступило в силу указание Центрального Банка, позволяющее гражданам отказываться от навязанной страховки, в том числе страхования жизни, от несчастных случаев и болезней, медицинского, автокаско, финансовых рисков и некоторых других. Согласно разъяснениям ЦБ, клиент сможет расторгнуть договор в течение пяти рабочих дней с момента его заключения, но только если за этот период не произошел страховой случай. Если за пять дней договор не вступил в силу, то страховщики будут обязаны вернуть деньги в полном объеме, в противном случае компания вправе удержать часть денег.

В целях получения информации по выше указанным вопросам, а также получения правовой помощи советуем обращаться к юристам.

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

28-10-98; 8-937-918-10-98