ПРАВА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ В

Согласно действующему Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, в измененной редакции от 23.09.2015 г., его содержание было дополнено новой категорией граждан, имеющих право на жилищное обеспечение в форме государственного жилищного сертификата.

Так, п. 5 Постановления был дополнен подпунктом «к», согласно которого граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеют право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, а также поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации (в редакции от 30.10.2017 г.) "О закрытом административно-территориальном образовании" меры государственной поддержки предоставляются гражданам, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании.

К мерам государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

На территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования.

При получении социальной выплаты граждане, подлежащие переселению из ЗАТО имеют право приобрести жилое помещение за счет социальной выплаты либо за счет социальной выплаты с привлечением иных (в том числе собственных и заемных) средств.

Социальная выплата может быть использована для приобретения одного или нескольких жилых помещений и не может быть использована на другие цели.

Предоставление социальной выплаты осуществляется за счет средств федерального бюджета и один раз.

При этом, следует учесть, что размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, имеющему право на ее получение, определяется исходя из состава его семьи, выезжающих из закрытого административно-территориального образования; норматива общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - одинокие граждане, в размере 42 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью - два человека, в размере в 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека;

Норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета социальной выплаты.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении размера социальной выплаты, предоставляемой гражданину, учитывается право гражданина на получение жилого помещения общей площадью, превышающей используемый для расчета размера социальной выплаты норматив общей площади жилого помещения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная поддержка осуществляется в отношении:

· граждан, прекративших трудовые или служебные отношения с расположенными на территории закрытого административно-территориального образования организациями, обеспечивающими безопасное функционирование находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом стаж работы или службы граждан в указанных организациях должен составлять не менее 15 лет;

· граждан, признанных инвалидами вследствие увечья или профессионального заболевания, связанных с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в указанных организациях;

· членов семей граждан, погибших в результате несчастного случая на производстве в указанных организациях или умерших вследствие профессионального заболевания, связанного с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в указанных организациях.

· Вдовам (вдовцам) погибших (умерших) граждан социальная выплата может быть предоставлена до повторного вступления в брак.


Государственная поддержка, предусмотренная в случае, если граждане, и члены их семей постоянно проживают на территории закрытого административно-территориального образования и не имеют жилых помещений за границами данного закрытого административно-территориального образования.

Членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие (проживавшие) совместно с ним супруг (супруга), дети, родители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут (вели) с ним общее хозяйство.

Граждане, изъявившие желание на постановку на учет на получение социальной выплаты должны обратиться в органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований.

Списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты, с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения заявителя и членов его семьи размещаются на информационных стендах в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления, и иных отведенных для этих целей местах, в печатных средствах массовой информации, предназначенных для опубликования муниципальных правовых актов, а также на официальном сайте соответствующего закрытого административно-территориального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Следует отметить, в случае смерти (гибели) гражданина, состоявшего на учете в качестве гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, за членами его семьи сохраняется его очередность при условии, что указанные члены семьи соответствуют требованиям, предусмотренным Законом «о Закрытом административно-территориальном образовании».

В первоочередном порядке социальная выплата предоставляется следующим категориям граждан, состоящих на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты:

· гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;

· гражданам, имеющим детей-инвалидов;

· гражданам, имеющим трех и более детей;

· гражданам, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, состоящие на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты, снимаются с учета в случае:

подачи ими заявления о снятии с учета;

выезда из закрытого административно-территориального образования на другое постоянное место жительства;

выявления сведений, которые не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки на учет, и свидетельствуют об отсутствии оснований для получения социальной выплаты;

заключения гражданами трудового договора (служебного контракта) с организацией, расположенной на территории закрытого административно-территориального образования, за исключением членов семей граждан, указанных в абзаце четвертом пункта 2.1 и пункте 2.3 настоящей статьи, и граждан, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

отказа от предложенного государственного жилищного сертификата;

намеренного ухудшения гражданином и (или) членами его семьи своих жилищных условий на территории закрытого административно-территориального образования.

Отмечаем также, что граждане, которым предоставлена социальная выплата, имеют право на оплату стоимости проезда (с учетом переселяющихся членов семьи) железнодорожным транспортом (в местах, не имеющих этого вида сообщения, стоимости проезда другими видами транспорта) от прежнего места жительства до нового места жительства и провоза багажа весом до 5 тонн на семью.

Оплата стоимости проезда до нового места жительства и провоза багажа осуществляется местной администрацией закрытого административно-территориального образования за счет средств местного бюджета.

Право на получение социальной выплаты также сохраняется за гражданами, проживающими на территориях, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении, при условии, что они поставлены на учет до дня вступления в силу соответствующего решения Президента Российской Федерации в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.

Следует отметить, что в 2017 г. были внесены дополнительные изменения в нормативные акты, регулирующие вопрос жилищного обеспечения отдельных категорий граждан и в настоящее время мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" осуществляются в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2017 г. N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации".

При реализации права выше указанных категорий граждан на улучшение жилищных условий посредством получения и использования социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, удостоверенной сертификатом, могут возникать самые разные трудности, в том числе, по признанию права на получение сертификата, признание права на включение в список, установления факта родственных отношений или признание членом семьи, по расчету социальной выплаты, по расчету нормы предоставления жилой площади, по законности отказа во включение в список и восстановления в списке и прочие.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, советуем с целью выяснения наличия права на включение в список участников подпрограммы, в том числе с составом семьи, с целью оспаривания решения уполномоченного органа и при возникновении иных вопросов обращаться своевременно за помощью юриста, во избежание нарушения прав, а также при необходимости признания или восстановления права на получение социальной выплаты в судебном порядке.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

тел. 8-927-389-23-27, 8-937-918-10-98

© 2015 ПАТТЭРН-К