ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ВДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Согласно действующего военного законодательства ФЗ «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты в отношении военнослужащих возложена на государственные органы, органы местного самоуправления, суды общей юрисдикции, правоохранительные органы, командиров войсковых частей, данные обязательства распространяются и на членов их семей.

К членам семьей военнослужащий и уволенных военнослужащих относятся предусмотренные ст. 2 ФЗ О статусе военнослужащих категории лиц, в том числе дети до 23 лет, иждивенцы и супруг (супруга).

В данной статье остановимся на вдовах военнослужащих, чьи права на жилищные льготы зачастую органы власти не намерены соблюдать в силу ряда причин.

Военным законодательством предусмотрено, что членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, в частности, вдовам, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предоставляются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены тем же Федеральным Законом и Постановлением Правительства РФ о расчете жилищной субсидии.

При этом, при решении вопроса жилищного обеспечения вдов военнослужащих, особое внимание органы власти обращают на то, как был решен вопрос принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий еще при жизни военнослужащего.

Законодательством установлен ряд оснований, при которых возникают права на обеспечение жильем у членов семьи военнослужащего, вдов, и иных.

Так, выслуга лет военнослужащего должна составлять не менее 10 лет, и уволен он должен быть по одной из льготных статей, в частности – по предельному возрасту, организационно-штатным мероприятиям, по состоянию здоровья, и кроме того, что всегда предельно внимательно устанавливают органы, уполномоченные решать вопрос о принятии на жилищный учет, наличие сведений о принятии на учет на постоянное жилье военнослужащего при жизни.

Одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих и членов семей, действующей на настоящее время, является жилищная субсидия.

В соответствии с п.1. ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными Федеральным законом.

На практике решение вопроса жилищного обеспечения всегда сопряжено с установлением и доказыванием ни одного факта наличия оснований для получения жилого помещение вдовой.

При обращении в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся без предоставления сведений о том, когда умерший (погибший) военнослужащий был принят на учет на постоянное жилье еще при жизни, или при отсутствии этих сведений в базах органов, вдовы и иные члены семьи получают отказа в принятии на учет и в последующем разрешение этого вопроса возможно только в судебном порядке.

Следует отметить, что органами военного управления при вынесении отказов, в большинстве случаев, не принимается во внимание формулировка, установленная в законодательстве о том, что право на жилищное обеспечение имеют и те члены семьи, которые до смерти (гибели) военнослужащего сохраняли нуждаемость для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении, как и сам военнослужащий, однако в силу различных причин не были приняты на учет.

Данная позиция в законодательстве на практике подлежит доказыванию в суде и для этого требуется предоставление письменных доказательств за все периоды до смерти (гибели) военнослужащего.

Кроме того, в практике встречаются и такие случаи, когда военнослужащих повторно вступил в брак и еще при жизни предоставил данные сведения в уполномоченный орган, но по своей халатности орган военного управления или войсковая часть не предоставила измененные данные о составе семьи в орган, решающий вопрос обеспечения жильем членов семьи военнослужащего, и именно по этой причине супруг умершего (погибшего) военнослужащего не может после его смерти добиться в добровольном порядке со стороны военного органа реализации права на жилье. Разрешение вопроса в подобной ситуации также возможно только в судебном порядке.

Таким образом, отказы органов военного управления в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении вдовам военнослужащих и иным членам семьи, в большинстве случаев являются необоснованными и требуют обжалования в судебном порядке.

В случае, если члены семьи считают свои права нарушенными советуем обращаться за консультацией, исследованием обстоятельств дела и документов к юристу (так как каждая ситуация имеет индивидуальные особенности), чтобы в последующем установить основания для восстановления жилищных прав.


КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

тел. 8-927-389-23-27, 8-937-918-10-98

© 2015 ПАТТЭРН-К