ПРАВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО. ПРИЗНАНИЕ ЧЛЕНОМ СЕМЬИ.

Действующим на сегодняшний день законодательством устанавливается система правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Государство предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: выплату подъемного пособия и суточных на каждого члена семьи при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт; обеспечение жильем, право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях; обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с оплатой 50 процентов стоимости путевки, выплата денежной компенсации; право на перевод в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства военнослужащего или лица, уволенного с военной службы и иные меры социальной защиты.

При этом реализация мер социальных гарантий и компенсаций должна осуществляться органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; федеральными судами общей юрисдикции, правоохранительными органами в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров.

Несмотря на установленные нормы законодательства о том, что никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, в практике встречаются случаи, когда гарантированные права и свободы нарушаются должностными лицами и органами военного управления, либо встречаются ситуации, при которых наличие прав военнослужащего или члена семьи нужно установить в суде.

К таким случаям можно отнести нарушения прав членов семьи военнослужащего ввиду различных оснований, в том числе заинтересованное лицо не отвечает признакам члена семьи, установленного законом.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные социальные гарантии, компенсации относятся: супруг (супруга); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.

В практике встречаются случаи, когда признание кого-либо из заявленных военнослужащим членом семьи необходимо для разрешения различных вопросов, зачастую социальных и жилищных.

В большинстве случаев военнослужащий за разрешением вопроса признания членом семьи обращается к командиру соответствующей войсковой части (по месту прохождения службы), территориального отделение, органы жилищного обеспечения с рапортом о внесении того или иного лица, не являющегося супругом или ребенком военнослужащего, в личное дело в качестве члена его семьи. Отказывая военнослужащему органы военного управления в большинстве случаев ссылаются на нормы действующего Закона, которым установлен исчерпывающий перечень лиц отнесенных законодательством к членам семьи. Мотивом отказа во внесении таких лиц в личное дело служит отсутствие оснований, предусмотренных действующим законодательством. В некоторых случаях командиры воинских частей прямо указывают на возможность принятия такого решения только в судебном порядке, ссылаясь на то, что запись сведений о семейном положении и членах семьи военнослужащего производится только на основании соответствующих документов, выдаваемых органами ЗАГС, или решений судов.

Таким образом, для внесения лиц, находящихся на иждивении военнослужащих в их личные дела в качестве членов семьи, командование воинских частей для подтверждения факта нахождения таких лиц на иждивении требует судебного решения.

Установление факта нахождения на иждивении возможно как в порядке особого производства, так и в порядке искового производства, в зависимости от основания, на которое ссылается орган военного управления, наличие или отсутствие спора о праве и иных обстоятельств.

Как правило, предметом разбирательства в суде становится установление факта, что заявленное лицо в качестве члена семьи действительно проживает совместно с военнослужащим, находится на его содержании, обучается за счет средств военнослужащего, проходит лечение, ведет с ним совместное хозяйство и т. п.

Следует отметить, что вопрос признания членом семьи военнослужащего может коснуться как прямого родственника, так и иного члена семьи, который не имеет родства с заявителем или имеет родство, но требуется дополнительно подтверждения каких-либо обстоятельств. Таковыми могут быть родители военнослужащего, ранее не признанные нуждающимися в жилом помещении совместно с ним, дети супруги (супруга) от предыдущего брака, племянники и иные родственники.

Так, в соответствии с федеральным законодательством установлено, что лица, связанные родством или свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство признаются семьей. Исходя из чего следует вывод о том, что, к примеру, отчим (мачеха) и падчерица (пасынок), совместно проживающие и ведущие общее хозяйство, признаются членами одной семьи.

Вопрос признания членом семьи военнослужащего в зависимости от категории заинтересованного лица в этом, влияет на подлежащие исследованию в суде обстоятельства. Поэтому доказательства, которые необходимы для представления заинтересованным лицом или военнослужащим в суд всегда зависят от конкретной ситуации и сложности обстоятельств по делу.

Разрешение вопроса о признании членом семьи военнослужащего всегда перекликается с различным законодательством, в том числе гражданским, жилищным, семейным.

Процедура признания членом семьи, как ранее было упомянуто, зависит от сущности отказа уполномоченного органа в досудебном решении этого вопроса, если отказ не содержит спора о праве, то разрешение вопроса происходит в порядке особого производства, если спор о праве все-таки усматривается из ответа - то в порядке искового производства.

Необходимо также отметить, что в некоторых ситуациях, намерение военнослужащего или заинтересованного лица быть признанным членом его семьи, не всегда положительно сказываются на реализации прав и свобод военнослужащего. Насколько правильным является это желание нужно выяснять до подачи заявления о признании членом семьи в орган военного управления. В связи с этим, рекомендуем предварительно консультироваться с юристом.

Таким образом, разрешение вопроса о признании членом семьи военнослужащего в каждой конкретной ситуации требует изучения всех обстоятельств дела и сбор правильных доказательств. Каждый случай имеет свои особенности.


Следует отметить, что не знание некоторых проблемных сторон данного вопроса и добросовестное заблуждение относительно легкости его разрешения могут привести к негативным последствиям в реализации многих социальных и жилищных гарантий, предоставленных военнослужащим.

Ввиду изложенного рекомендуем обращаться за консультациями специалиста.



КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

тел. 8-927-389-23-27, 8-937-918-10-98




© 2015 ПАТТЭРН-К