ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ В ВОЕННОЙ ИПОТЕКЕ

Согласно Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" военнослужащим участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом установлено, что реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, предоставления целевого жилищного займа и последующей выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

Подробнее остановимся именно на условиях, при которых возможно сохранение без риска накопленных денежных средств на именном накопительном счете.

Как следует из ФЗ, накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.

Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

Учет накоплений для жилищного обеспечения ведется на именных накопительных счетах участников уполномоченным федеральным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.

Исходя из положений закона о военной ипотеке основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников в зависимости от звания, военного образования, является такие, как получение первого воинского звания офицера; заключение первого контракта о прохождении военной службы; общая продолжительность их военной службы по контракту три года; в письменной форме обращение об их включении в реестр участников; заключение нового контракта о прохождении военной службы; общая продолжительность их военной службы двадцать лет.

Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:

  • приобретения жилого помещения или жилых помещений,

  • приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также

  • приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве;

  • уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу);

При этом, в законе установлены исчерпывающие основания возникновение права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника.

К ним относятся:

1. общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более;

2. увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более, при наличии обязательных условий

а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;

3. исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;

4. увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.

Следует отметить, что каждое из указанных оснований дает право на использование накоплений на именном счете, однако не стоит помнить, что в конкретном случае, если в законе содержаться оговорки, необходимо подтверждать наличие условий, при которых это возможно, так как речь идет о государственных деньгах.

Так, основанием для открытия именного накопительного счета участника является внесение сведений о нем в реестр участников.

При этом, после увольнения участника накопительно-ипотечной системы с военной службы и в связи с гибелью или смертью военнослужащего, признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим, именной накопительный счет участника закрывается и его участие в накопительно-ипотечной системе прекращается. Порядок использования накопленных средств после закрытия именного накопительного счета участника определяется Правительством Российской Федерации.

Важно знать! В случае исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением, а также в случае, если при досрочном увольнении отсутствуют такие основания как - общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более; увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более при условии

а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;

увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе именной накопительный счет открытый в отношении военнослужащего закрывается, а сумма накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете участника поступлений подлежит возврату в федеральный бюджет.

Что касается, досрочного увольнения с военной службы по основанию достижение общей продолжительности военной службы десять лет и более, то основания увольнения по семейным обстоятельствам должны соответствовать требования обозначены в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

К ним относятся такие как:

  • невозможность проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

В случае несоблюдения требований закона, и в случае отсутствия «льготных» оснований увольнения, государство возлагает на военнослужащего-участников накопительно-ипотечной системы обязанности возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет.

А в случае увольнения участников накопительно-ипотечной системы с военной службы по «нельготным» установленным законом основаниям, в том числе:

  • в связи с лишением его воинского звания;

  • в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случаях, установленных законом:,

  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

  • в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

  • в связи с в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;в связи

  • в связи с невыполнением им условий контракта;

  • в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

  • как не выдержавший испытание; в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, установленных законом, в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

  • в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ; начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором целевого жилищного займа. Суммы начисленных процентов участники накопительно-ипотечной системы обязаны уплатить в уполномоченный федеральный орган в виде ежемесячных платежей в срок, не превышающий десяти лет. Процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по целевому жилищному займу.

То есть, исходя из выше указанного, прекращение военной службы в зависимости от основания может быть риском для военнослужащего в вопросе возврата, предоставленных государством денежных средств на приобретение жилья, в случае если военнослужащий не имеет полных двадцати лет выслуги.

Это следует из положений закона, в котором указано, что целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период.

То есть, в случае, как только военнослужащих прекращает военную службу у государства будет повод для применения необходимых методов воздействия на военнослужащего.

Если основания увольнения подходят под требования законодательства и они очевидны в рамках условий того же закона то так называемы неправомерные действия со стороны государственных органов можно оспорить в судебном порядке.

Если же вы не уверены в соответствии основания своего планируемого увольнения закону, и возможно вы рискуете потерять накопленное на именном счету, то следует этот вопрос обсудить с юристом.

Что касается вопроса прерывания военной службы и последующего восстановления на военной службе, то исходя из положений следует, что в период прерывания военной службы ему не начисляются взносы, и возобновляются по факту продолжения службы.

То есть возникшие долги по целевому жилищному займу, если речь идет о заключенном договоре с банком, возлагаются только на военнослужащего.

В случае, если военнослужащий переводится из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сведения о нем, как об участнике накопительно-ипотечной системы и накопления для его жилищного обеспечения должны быть переданы в федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в который военнослужащий переведен для дальнейшего прохождения военной службы.


Каждая спорная ситуация, в которой военнослужащий считает нарушенными права или не уверен в целесообразности планируемых действий в вопросе участия в военной ипотеке, требует изучения обстоятельств в целях выяснения оснований защиты права и оказания правовой помощи.

Учитывая изложенное, советуем при возникновении сложных ситуаций или вопросов по данной теме, обращаться за помощью юриста.




КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К

тел. 8-927-389-23-27, 8-937-918-10-98

© 2015 ПАТТЭРН-К