ОСОБЕННОСТИ ПОДСЧЕТА ГОСОРГАНАМИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ

Данная статья носит характер рекомендации при разрешении любых жилищных вопросов с пониманием как происходит подсчет госорганами обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи при решении жилищных вопросов в отношении военнослужащих и иных категорий граждан.

Исходя из существующего на настоящее время законодательства, устанавливающего и гарантирующего жилищные льготы, а также из его буквального толкования, военнослужащим или иным льготным категориям граждан, в том числе сотрудники МЧС, правоохранительных органов, ФСИН, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и иные, жилое помещение должно предоставляться всем необеспеченным собственным постоянным жильем гражданам и членам их семей, а также в случае смерти вдовам и иным членам семей.

Пример №1, из буквального текста ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

При этом, членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены ФЗ «О статусе военнослужащих» с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

В соответствии с указанным ФЗ О статусе военнослужащих к членам семей военнослужащих относятся установленные им же категории, в том числе супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Пример № 2 из текста Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что ФЗ регулирует отношения, в том числе связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

При этом, п. 3 ст. 4 Федерального Закона установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник, в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу п. 2 ст.1 ФЗ № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из содержания приведенных положений законодательства, посвященных военнослужащим и сотрудникам ФСИН следует, что жилищному обеспечению подлежат сотрудники при условии, что ни он, ни члены его семьи не обеспечены жильем, и он и члены его семьи признаны нуждающимися или имеют основания для признания их таковыми.

При этом, на практике в работе госорганов происходит следующее.

В случае, когда наступают основания жилищного обеспечения военнослужащего или иных категорий граждан, либо когда приходит срок жилищного обеспечения или решения вопроса принятия на учет нуждающихся указанных категорий граждан, гражданин не задумываясь о том, кто может быть расценен госорганами в качестве членов его семьи обращается со всеми имеющимися основаниями и документами в соответствующую уполномоченную структуру, в результате, в большинстве случаев, получает либо отказ в постановке на учет либо значительное уменьшение нормы жилищного обеспечения на которую он рассчитывал, когда сам определил кто является членами его семьи.

Дело в том, что госорганы при решении жилищных вопросов в отношении соответствующей категории граждан руководствуются только одним принципом, который им позволяет тот же Жилищный Кодекс РФ: принять во внимание суммирование площади, то есть площадь(и) жилых помещений, которые могут находится у кого - либо из «установленных» госорганом членов семьи, с целью осуществления расчета всей площади жилых помещений, приходящихся на одного члена этой семьи.

То есть при расчете жилищной обеспеченности, они берут во внимание и жилые помещения, которые ранее находились в собственности бывших жен, бывших членов семьи, а также родителей военнослужащего или иной категории граждан или родителей супруги (супруга) военнослужащего или иной категории граждан, с которыми вы не зарегистрированы или на площади которых вы зарегистрированы. При совершении кем-либо из установленных ими членами семьи каких-либо действий с принадлежащей им недвижимостью, они данные шаги удобно принимают за намеренное ухудшение жилищных условий, пусть даже если это совершено ни вами и вы давно не имеете никакого влияния на права волеизъявления этих лиц.

Данное «поведение» присуще абсолютно всем госорганам, занимающимся жилищным обеспечением.

При этом нормы Жилищного законодательства и разъяснения вышестоящих судов, в частности Верховного суда РФ, в части касающейся понятия члена семьи, данными структурами полностью игнорируются, буквальное толкование этих норм в целом не принимаются во внимание.

А, если соблюдать статью 31 ЖК РФ, то она должна применять именно в буквальном соответствии, где, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Однако на практике соблюдений требований ст. 31 ЖК РФ не происходит.

При том, каждый из госорганов, решающий подобные вопросы, мотивирует свою позицию только наличием факта – вселения в жилое помещения военнослужащего или иных категорий граждан, если собственником его является либо родителей, либо бывший супруг и т.п.

То есть в реальной жизни, а не той что «на бумаге», при разрешении любого жилищного вопроса – принятие на учет нуждающихся в жилом помещении, обеспечение жилищной субсидией, единовременной денежной выплатой, государственным жилищным сертификатом, у госоргана за члена вашей семьи может сойти и родитель, который давным давно, живет своей жизнью, с которым вы не имеете общего дохода и общих расходов, у которого вы зарегистрированы, но не живете, или который зарегистрирован с вами, но при этом с вами не живет, независимо от того, что вам давно не 18 лет и на его иждивении вы не состоите.

Это так называемое толкование члена семьи любой категории граждан, приводит к следующему правоприменению.

  • При расчете нормы общей площади жилого помещения положенных вам квадратных метров госорган без стеснения производит расчет на тех членов семьи, к которым вы хоть как то имеете отношение, выясняет наличие в их собственности жилых помещений и производит уменьшение рассчитанной нормы общей площади жилого помещения ровно на те квадратные метры, которые есть в собственности ими «установленного» члена семьи.

  • Та же самая методика применяется в госоргане и при решении вопроса постановки на жилищный учет любой категории граждан, особенно, если данная категория имеет право на значительные льготы по жилью.

То есть на практике, если военнослужащий или гражданин иной категории или члены его семьи проживают к примеру у родителей или детей, обеспеченных жильем или зарегистрированы у них, и по учетной норме соответствующего субъекта РФ вы не проходите по признаку нуждаемости, то есть всем хватает нормы жилого помещения и в том жилом доме или квартире, в которой вы сейчас живете, то госорган данную ситуацию расценивает как отсутствие оснований для признания нуждающимися и отказывает в принятии на учет.

Одна только лишь регистрация по месту регистрации родителей, дает сто процентные основания госоргану расценить данный факт, как совместное проживание, без выяснения любых причин такой регистрации и по сути отдельного проживания.

Подводя итог изложенному можно однозначно сделать вывод о том, что в случае, когда у вас наступили основания для подачи заявления на постановку на учет нуждающихся или вы планируете его подавать, в случае, если вы состоите в очереди на жилье, но у вас изменились каким-либо образом жилищные условия, а также возможный состав семьи, если подходит очередь для получения жилья от государства в любой форме, следует помнить, что для совершения любого шага, прежде чем подать соответствующее заявление, необходимо четко понимать как обстоят дела с вашим жилищным положением на настоящее время и за пять лет для до решения жилищного вопроса, где вы зарегистрированы, где проживаете, какое отношение к вам имеют ваши родители, дети и иные бывшие члены семьи, и только в случае, когда вы убедились в своем положении относительно указанного, и, обязательно, и с юридической точки зрения, тогда можно заниматься жилищным вопросом и походом в госорган (уполномоченный на решение жил. вопросов соответствующей категории).

Исходя из практики можно сказать, что многие категории граждан бегут за решением вопросов в жилищный орган соответствующей структуры не задумываясь о последствиях.

Чтобы не допускать ситуаций, когда вы можете по своей наивности и необоснованном доверии госструктурам или незнанию правоприменительной практики, лишиться права на принятие на учет нуждающихся в жилом помещении или положенных вам и членам вашей семьи, которых именно вы считаете таковыми и в случае, когда они признаны таковыми в судебном порядке, квадратных метров, рекомендую предварительно до походов в госорган обратиться за консультацией к юристу именно в данной области, так как каждая конкретная жилищная ситуация требует ее индивидуального изучения.

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К:

тел. 8-927-389-23-27, 8-937-918-10-98