РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ НЕЗАВИСИМО ОТ УЧАСТИЯ В НИС ОДНОГО ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

В данной статье раскроем некоторые особенности реализации права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.2005 г., независимо от того, что военнослужащий является членом семьи участника накопительно-ипотечной системы.

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, ФЗ «О статусе военнослужащих» на указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 данной ст.15, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливающих иные виды жилищных гарантий для военнослужащих и членов их семей (абзац второй). То есть права на получение жилищной субсидии, жилищного сертификата не могли быть реализованы, несмотря на то, что оно закреплено ФЗ «О статусе военнослужащих».

В связи с этим на практике нередко ситуации, при которых участие одного из супругов в НИС для другого военнослужащего оборачивается лишением права на жилое помещение, которое он рассчитывал будучи признанным нуждающимся в жилище и находясь в соответствующей очереди.

В связи с этим, подобным споры с органами военного управления становятся предметом рассмотрения в суде.

Как показывала практика, ввиду отсутствия механизма урегулирования подобных спорных моментов разрешения вопроса жилищного обеспечения, суды в основном принимали решения не в пользу военнослужащего, восстанавливающего свои права.

Однако, в связи с неконституционностью положения п. 15 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» по обращению граждан Конституционный суд РФ 20 июня 2018 г. принял Постановление, которым п. 15 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» РФ был признан несоответствующим Конституции РФ, в той мере в какой он в системе правового регулирования препятствует военнослужащим реализации возникшего права на жилище.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 20.06.2018 г. дается разъяснение того обстоятельства, что военнослужащий, заключивший контракт до 01.01.2005 года, проходящий военную службу или уволенный после 01.01.2005 года, имеет право на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

Позиция Конституционного суда РФ объясняется следующим.

В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" закреплено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.

При этом граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

А, как следует из Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является: общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более; увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями; по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; исключение участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (статья 10).

То есть, с 1 января 2005 года в Российской Федерации действуют одновременно две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, предусмотренные соответственно Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Военнослужащие - граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения с военной службы обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", при том что определенные категории таких военнослужащих вправе стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" для большинства военнослужащих, на которых распространяется накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, участие в ней является обязательным.

В связи с тем, что право военнослужащего (супруга или супруги) на обеспечение жильем было приобретено до 01.01.2005 г., а право второго военнослужащего в семье (супруга или супруги) было приобретено позже, а использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника возникает при достижении общей продолжительности военной службы двадцать лет и более или при определенных основаниях увольнения, а также его участие в НИС в большинстве случаев является обязательным, это обстоятельство не должно ставить в зависимость реализацию ранее приобретенного право на жилищное обеспечение второго супруга.

Таким образом, Конституционный суд РФ сделал вывод о том, что такое правовое регулирование не имеет объективного и разумного оправдания, ставит военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение военной службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить военную службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругу (супруга), участвующую (участвующего) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими - участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности.

Учитывая выше изложенное следует, что у военнослужащего и его супруги/супруга есть право на обеспечение жильем как состоящего на учете нуждающихся вместе со вторым военнослужащим, а также стать участником НИС, так как признание военнослужащего участником НИС и включение его в соответствующий реестр не свидетельствует о реализации им указанного вида социальной гарантии, ввиду того, что оно наступает при достижении общей продолжительности военной службы, при этом военнослужащий, состоящий на учете как нуждающихся не может быть лишен своего права на жилое помещение, если отвечает требованиям, предъявляемым к нему федеральным законом.

Следует указать, что каждая спорная ситуация, в которой военнослужащий считает нарушенными права, требует изучения обстоятельств и документов в целях выяснения оснований защиты права.

В связи с этим советуем не пренебрегать помощью юристов и обращаться за консультацией.

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ЮРИСТОВ ПАТТЭРН-К

тел. 8-927-389-23-27, 8-937-918-10-98